Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Оснащение логопедического кабинета:
- Парты детские 2
- Стол письменный 1
- Стулья детские 4
- Шкафы для пособий 1
- Настенная доска (наборное полотно, магнитная доска и т.д.)
- Настенное зеркало для логопедических занятий 50 х 100
- Зеркала для индивидуальной работы 9 х 12
- Одноразовые зондозаменители, шпатели, спиртовые салфетки, салфетки, вата.
- Дидактический материал для занятий
- Методические и учебные пособия.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Музыкальный зал эстетично оформлен. Постоянно меняются декорации в зависимости от проводимого мероприятия. Имеется музыкальный центр, предметы демонстрационного материала, некоторые музыкальные инструменты.
Двигательной активности детей способствуют наличие достаточного свободного пространства и физкультурных уголков с различным спортивным инвентарем. Это мячи из разного материала и разных размеров, шнуры, кегли, кольцебросы, скакалки. Имеется и нестандартное оборудование, которое изготовлено руками воспитателя: корригирующие дорожки для профилактики плоскостопия. Дети учатся самостоятельно организовывать, придумывать собственные игры, комбинировать движения, что способствует развитию интереса к физической культуре и спорту. Они служат удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни. Задача педагога научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному безопасному использованию физкультурного оборудования. Разнообразные физкультурные и спортивно-игровые пособия повышают интерес детей к выполнению различных движений, ведут к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка.
Музыкальный зал совмещен с физкультурным. Зал оснащен спортивным оборудованием: дугами для подлезания, обручами, скакалками, мячами в достаточном количестве, ребристыми коррекционными дорожками для хождения, кубами разного размера, препятствием для пролезания и т. д.
Наличие оборудованных библиотек
Библиотека МБДОУ № 155 располагается в методическом кабинете, в котором собран фонд литературы, необходимой для работы с детьми, родителями и педагогами:
в методическом кабинете имеется литература для педагогов, специалистов, библиотека детской литературы, дидактические пособия, наборы наглядного материала для организации различных видов деятельности.
Методическая литература размещена по разделам:
- "Физическое развитие"
- "Познавательное развитие"
- "Социально - коммуникативное развитие"
- "Речевое развитие"
- "Художественно - эстетическое развитие"
Книги для воспитанников: произведения , рекомендованные программой "Радуга", сборники сказок
В методическом кабинете имеются издания проф.направленности: "Дошкольное воспитание"
Библиотечный фонд ДОУ регулярно пополняется
В методическом кабинете имеются 1 рабочих стола, 1 компьютер, 1 принтера, выход в интернет.
Наличие оборудованных объектов спорта
Физкультурный зал в МБДОУ отсутствует.
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Развивающая предметно-пространственная среда в групповых помещениях организована так, что каждый ребенок имеет возможность общения, уединения, может объединиться подгруппами по общим интересам или свободно заниматься любимым делом.
Пространство каждой групповой комнаты может трансформироваться, позволяя использовать ограниченное помещение наилучшим образом.
Согласно требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде, среда должна обеспечивать реализацию образовательного потенциала пространства Органиации (п.4.3.1). Наше учреждение реализует образовательную программу, которая опирается на Типовую образовательную программу дошкольного образования « Растим личность» ( приказ МОН ДНР от 23.08.2018 № 725) и предусматривает развитие детей по пяти образовательным областям, указанным в ФГОС ДО. Пространство групповых комнат разграничено в виде центров развития по областям:
- социально коммуникативное развитие:
- центр для сюжетно ролевых игр
- центр безопасности
- патриотический уголок
- познавательное развитие;
- центр познавательного развития;
- центр опытно – экспериментальной деятельности;
- уголок природы;
- речевое развитие;
- книжный уголок;
- художественно-эстетическое развитие;
- цент конструктивной деятельности;
- центр музыкально - театральной деятельности;
- центр изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации, моделирования);
- физическое развитие.
- Физкультурный уголок.
Оснащение центров и уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Учет национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность детей, представлен наполнением уголка патриотического воспитания, где наряду с символами государственной власти представлены объекты отражающие культурно-художественные региональные традиции: картины, иллюстрации, альбомы о достопримечательностях Донецкого края, книги по истории города.
Для успешной реализации ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. ( п.4.3.4)
Насыщенность среды выражена организацией образовательного пространства групп, которое обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников. Предусмотрено экспериментирование с доступными детям материалами, возможность двигательной активности и самовыражения детей.
Игровая активность (деятельность) развивается в «Центре сюжетно-ролевых игр», где дети творчески воссоздают заинтересовавшие их стороны действительности, отношения людей. События в играх дети отражают различными бытовыми сюжетами (магазин, поликлиника, парикмахерская, семья и др.); трудовыми сюжетами (моряки, строители, доктор, почта). Имеются атрибуты для сюжетно - ролевых игр наборы игрушек и предметов, помогающие отобразить социальный быт: мебель, посуда, игрушки - орудия труда, куклы, отражающие половую принадлежность, фигурки животных (взрослых и их детенышей); предметы – заместители. Для развития творческого замысла в игре для девочек созданы уголки с предметами женской одежды, украшения, сумочки, для мальчиков - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения русских богатырей, технические игрушки.
Так же имеются материалы, учитывающие гендерную направленность, т. е. интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.( инструменты, конструкторы)
Познавательная активность детей формируется воспитателями при помощи различных методов и средств и материалов, стимулирующих познавательное развитие детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, Имеется большое количество игр по развитию логико - математического мышления: игры на плоскостное моделирование, вкладыши – формы, наборы мозаик разной формы, геометрическое лото; настольные игры («Раз, два – сосчитай», «Геометрические формы», «Ассоциации», глобусы, карты.)
Уголок природы, представлен комнатными растениями в соответствии с возрастом и требованиями программы (горшки подписаны, в уголках природы находятся растения, которые изучают дети в данный период, в наличии в каждой возрастной группе паспорта растений, красные книги родного края). Дети могут выращивать растения, ухаживать за ними, проводить эксперименты. Есть предметы и материал для ухаживания за растениями. Имеется наглядный материал по ознакомлению с растениями в природе, животными и т. д. имеются схемы, модели,
которые позволяют детям составлять описательные рассказы, систематизировать знания о временах года, макеты природных зон и т. д.
Для изучения детьми правил безопасного поведения в группах имеются методические пособия по правилам дорожного движения, безопасного нахождения детей на улице и др.: макет «Улица», дорожные знаки наглядные пособия (плакаты, наборы картинок, игрушки по данной тематике, настольные игры («Экстренные ситуации», «Азбука пешехода», «Спасатели». Атрибуты и игрушки к сюжетно-ролевым играм – транспортные средства, светофор, фуражка, жезл регулировщика.
Группы оборудованы мини-библиотеками, в которых имеются книги разных жанров: сказки, рассказы, познавательная литература, стихи. Произведения соответствуют возрасту детей и текущей календарной теме периода. В группах старших дошкольников оборудованы уголки с материалами, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами.
Экспериментирование с доступными детям материалами происходит в организованных в группах «лабораториях». Здесь есть в наличии необходимые атрибуты для наблюдения и экспериментирования: весы, микроскоп, емкости с сыпучими, жидкими, твердыми веществами, мерные ложечки, сосуды для проведения опытов, магниты, увеличительные стекла, пружинки, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций и т. д.; составлена картотека опытов, есть инструкции, памятки, алгоритм ухода за комнатными растениями, различные схемы и модели. (воспитатели ЧижоваИ.С., старшая группа, Крит О.С., средняя группа).
Творческой активности и самовыражению средствами искусства способствуют организованные в группах центры изобразительной деятельности. Они способствует развитию творчества, фантазии, закреплению навыков, полученных на занятиях. В доступном для детей пространстве расположено многообразие изобразительных материалов: это не только карандаши и бумага, это восковые мелки, гуашь, пастель, формочки для лепнины, трафареты, шаблоны и т. д. Предусмотрено наличие различных техник изобразительной деятельности, алгоритмов последовательности выполнения работ, образцы альбомов по жанровой живописи и декоративно-прикладному искусству. Удобное расположение рассчитано на одновременное пребывание небольшой подгруппы детей, которые во время работы могут обмениваться мнением и опытом.
Центр музыкально - театральной деятельности представлен набором детских музыкальных инструментов, различными видами театра: пальчиковым, настольным, кукольным, театр с игрушками Бибабо, театр картинок и т. д. Имеются ширмы для театрализации и костюмы для детей, маски персонажей, музыкальные инструменты, портреты великих композиторов. Однако группы не оснащены фонотекой, проигрывателями.
Музыкальный зал эстетично оформлен. Постоянно меняются декорации в зависимости от проводимого мероприятия. Имеется музыкальный центр, предметы демонстрационного материала, некоторые музыкальные инструменты.
Двигательной активности детей способствуют наличие в группах достаточного свободного пространства и физкультурных уголков с различным спортивным инвентарем. Это мячи из разного материала и разных размеров, шнуры, кегли, кольцебросы, скакалки. Имеется и нестандартное оборудование, которое изготовлено руками воспитателя: корригирующие дорожки для профилактики плоскостопия. Дети учатся самостоятельно организовывать, придумывать собственные игры, комбинировать движения, что способствует развитию интереса к физической культуре и спорту. Они служат удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни. Задача педагога научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному безопасному использованию физкультурного оборудования. Разнообразные физкультурные и спортивно-игровые пособия повышают интерес детей к выполнению различных движений, ведут к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка.
Музыкальный зал совмещен с физкультурным. Зал оснащен спортивным оборудованием: дугами для подлезания, обручами, скакалками, мячами в достаточном количестве, ребристыми коррекционными дорожками для хождения, кубами разного размера, препятствием для пролезания и т. д.
Развивающая предметно – пространственная среда организована таким образом, что позволяет детям сделать самостоятельный выбор: с кем, как, где, во что играть. Каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Воспитатели создали такую творческую развивающую предметно – пространственную среду, которая вариативно используется детьми: лёгкие переносные ширмы, полифункциональные атрибуты, необходимые для ролевых игр, удобные ящики для мелкого игрового материала, столики и диваны, модульная мебель. Дети самостоятельно могут менять окружающую среду группы в зависимости от замысла игры потребностей и возможностей.
Насыщенность среды групп соответствует возрастным особенностям детей, имеется разнообразие материалов, оборудования, инвентаря и обеспечивает детям игровую, познавательную, творческую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики (в процессе игры с лего – конструктором, выкладывания дорожек из ярких пластиковых панелей). Создавая подобные условия, мы стали замечать психологический комфорт детей, раскрепощенность, более яркие возможности для их самовыражения.
Анализируя развивающую среду в группах детского сада, мы убедились, что она соответствует требованиям ФГОС ДО и обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Так, например, в ясельно-младшей группе имеется панно, которое позволяют закреплять знания по сенсорике в процессе двигательной активности детей. В группе имеется уголок уединения, где в любой момент малыш может отдохнуть.
Интерьер спальных комнат выдержан в спокойных светлых тонах, что способствует приятному отдыху и спокойному сну детей.
В обстановку группы, кроме предметов, предназначенных для детей данной возрастной группы, включены некоторые игры и атрибуты, ориентированные на детей постарше. Так называемая «зона ближайшего развития».
В будущем планируем приобрести в старшие группы интерактивные доски для более широкого использования средств ИКТ, мобильные игровые модули, спортивные мини-уголки.
Проявление творчества в оформлении групп помогло педагогам создать своеобразную, неповторимую развивающую предметно – пространственную среду групп, направленную на обеспечение «зоны ближайшего развития», на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности детей.
Создаваемые в группах условия направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений. Они обеспечивают эмоциональное благополучие детей и взрослых, способствуют формированию психологических новообразований, которые появляются у детей в разные годы дошкольного детства, позволяют реализовать образовательные задачи и цели тематического планирования образовательного процесса, вовлекая детей в процесс познания и усвоения новых знаний, при этом развивая их любознательность, коммуникативные и интеллектуальные способности, а также достигать оптимальных результатов усвоения дошкольниками материала образовательной программы.
Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда групп обеспечивает возможность общения, совместной деятельности детей и взрослых, содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна.
Трансформируемость, Вариативность: зоны достаточно мобильны, могут менять свое расположение в зависимости от ситуации (например, театральный уголок на выкатывающихся ножках для показа кукольного спектакля).
Полифункциональность игрового оборудования: предметы-заместители. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Для этого в группе имеется игровое оборудование, которое имеет полифункциональное значение (например, игрушки- персонажи, строительные наборы, модули и др.) .
Доступность: Игрушки, с которыми могут играть дети самостоятельно, находятся на открытых полках, в непосредственной доступности.
Безопасность: для безопасного нахождения детей в группе вся мебель расставлена по периметру помещения, все предметы мебели с закругленными краями, на всю мебель имеются сертификаты качества от производителя. Ряд предметов, таких как мелкие детали мозаики, материалы для экспериментирования, находятся в коробках с плотно закрывающимися крышками и доступны детям только под руководством воспитателя.
Выводы: развивающая предметно-пространственная среда групп ясельного и младшего возраста в целом обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, но РППС недостаточно: содержательно насыщена, трансформируемая, полифункциональная, вариативна, доступна. Необходимо еще раз проанализировать среду ясельной и младшей групп (воспитатели Сильченкова А.И., Щербина Е.А., организовать методическую помощь воспитателям в организации зонирования среды в данных группах.
Анализ РППС дошкольных группа (всего 5 групп) показал, что в группах старших дошкольников в целом предметно – пространственная среда соответствует возрасту воспитанников, а также их актуальным и индивидуальным особенностям, особенностям детского восприятия; пространство оснащено средствами обучения и воспитания, игровыми, спортивными, развивающими материалами. Игровые центры позволяют создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.
Особое внимание уделяется безопасному нахождению детей в группах, возможности безопасно играть и заниматься образовательной деятельностью. Вся мебель в группах и в зонах активности крепится к стенам; мебель расположена так, чтобы у детей было достаточно места для активной деятельности (двигательной, игровой, образовательной).
Рекомендации: Несмотря на то, что развивающая предметно – пространственная среда дошкольных групп нашего учреждения соответствует требованиям ФГОС ДО, в перспективе мы бы хотели видеть ее еще более совершенной.
Необходимо пополнить среду приобретением современного игрового оборудования, трансформируемой мебели, мягких модулей, которые позволят создать условия для интеграции содержания пяти взаимодополняющих образовательных областей в соответствии с Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО): социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития дошкольников:
● способствующей развитию разных видов мышления у дошкольников (наглядно-действенного; наглядно-образного; словесно-логического; абстрактно-логического; пространственного);
● обеспечивающей формирование ручной умелости, развитие крупной и мелкой моторики;
● создающей предпосылки для развития творчества (в том числе и технического);
● формирующей условия для совершенствования коммуникативных навыков у дошкольников;
● обеспечивающей благоприятный эмоциональный фон для детей в условиях детского сада, основанный на интересе, радости совместной деятельности и достижений в решении разнообразных задач, как непосредственно, так и опосредованно при использовании предлагаемой инновационной среды.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
В ДОУ есть доступ к интернету для всех сотрудников
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
В процессе обучения дошкольников для запоминания, расширения представлений детей по изучаемой теме, его глубокого осмысления можно организовывать виртуальные экскурсии по городам, музеям, библиотекам, Вселенной. Важную роль играет отбор содержания экскурсий, доступных пониманию детей.
Так, можно порекомендовать совершить вместе с дошкольниками интерактивные экскурсии:
по Московскому Кремлю ;
по Государственному Дарвиновскому музею ;
по музею Москвы ;
по Дербенту ;
по родному Избербашу и др.
Не менее интересными представляются виртуальные путешествия в любую точку мира с помощью программы GoogleEarth , с помощью программы SpaceGid отправиться в путешествие по просторам нашей вселенной и мн. др.
Такие экскурсии позволяют дошкольникам оказаться в одном из городов или музеев, «виртуально» подойти к объекту и получить информацию, что позволит педагогу осуществить эстетическое воспитание и познавательное развитие дошкольников. Для развития фантазии, объемного восприятия, развития мелкой моторики в процессе художественно-эстетического воспитания педагог может использовать схемы, модели для самостоятельного художественного конструирования.
Например, программно-методический комплекс «Космос» предполагает использование компьютерной игры «Фантазёры», на образовательных порталах http://www.eor-np.ru/, http://www.solnet.ee/ можно найти творческие задания на создание стендов, плакатов по различной тематике, (например, безопасность в быту, пожарная безопасность и т.п.), открыток, или по работе с графическим редактором Paint.
В поисках новых путей и методов организации коррекционно-образовательного процесса, педагоги обращаются к стандартным средствам Microsoft Office, а именно, к программе PowerPoint с помощью которого создают мультимедийные презентации. Мультимедийные презентации - это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику.