Чему обучают ребёнка в детском саду
Федеральная образовательная программа дошкольного образования – нормативный документ, позволяющий реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
- Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как Гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании доступными средствами.
- Создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.
- Создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания.
Программа является документом, в соответствии с которым организации, осуществляющие образовательную деятельность на уровне дошкольного образования (далее - Организации), самостоятельно разрабатывают и утверждают адаптированные образовательные программы дошкольного образования (далее - АОП ДО) для обучающихся раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ):
АОП ДО для обучающихся с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих и позднооглохших, перенесших операцию по кохлеарной имплантации).
АОП ДО для обучающихся с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, с амблиопией и косоглазием).
АОП ДО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР).
АОП ДО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее - НОДА).
АОП ДО для обучающихся с задержкой психического развития (далее - ЗПР).
АОП ДО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС).
АОП ДО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - УО).
АОП ДО для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее - ТМНР).
Программа «От звука к букве. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте» / Е.В. Колесникова. – 3-е изд., стер. – Москва: Просвещение, 2023. – 64 с.
Авторская педагогическая технология по обучению дошкольников элементам грамоты.
Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТЦ Сфера, 2016 — 112 с. Второе издание парциальной образовательной программы «Математические ступеньки» дополнено и переработано в соответствии с ФГОС ДО. Колесникова Е.В.
В книге указан объем, представлены содержание, условия реализации и планируемые результаты освоения Программы по развитию математических представлений у детей 3—7 лет развитие»). Программа сопровождается учебно-методическим комплектом для детей 3—7 лет, в который включены дидактические пособия как для взрослых, так и для детей. Наличие УМК — одно из условий эффективной реализации Программы. Рекомендуется всем участникам образовательного процесса — детям, педагогам, родителям.
Лыкова И.А. «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2–7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру). – М.: ИД «Цветной мир», 2019. – 136 с. 16-е издание, перераб. и доп.
Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2–7 лет «Цветные ладошки» представляет авторский вариант проектирования образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (изобразительная деятельность) в соответствии с ФГОС ДО. Включает научную концепцию и педагогическую модель, нацеленные на создание оптимальных условий для формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческое развитие ребенка с учетом его индивидуальности. Определяет целевые ориентиры, базисные задачи, содержание изобразительной деятельности, критерии педагогической диагностики (мониторинга), примерные перечни произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства для развития художественного восприятия. Описывает целостную систему календарно-тематического планирования для каждой возрастной группы. Программа обеспечена методическими и наглядно-дидактическими пособиями.
Коренева Т. Ф. Парциальная программа «В мире музыкальной драматургии»: музыкально-ритмическая деятельность с детьми дошкольного возраста / Т. Ф. Коренева. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 48 с.: ил. — (ФГОС ДО.Мозаичный ПАРК)
Парциальная программа «В мире музыкальной драматургии» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В программе представлена организация музыкально-ритмической деятельности с детьми дошкольного возраста (с 3 до 7 лет). Цель программы – сформировать активное восприятие музыкального искусства, воспитать интерес и желание к передаче музыкальных образов средствами ритмопластики. Программа ориентирована на развитие у детей музыкальных способностей: эмоциональной отзывчивости на музыку, слуховых представлений, музыкально-ритмических чувств; формирование у детей правильной осанки. В программе представлены четыре раздела, соответствующих возрастным группам детей. Каждый раздел описывает основную задачу возраста, направления работы, длительность и алгоритм проведения занятий. В программе представлены темы и содержание работы с учётом музыкального репертуара. Методическое обеспечение программы включает материалы для занятий с детьми: произведения композиторов, несложные композиции и комплексы ритмической гимнастики, игры и упражнения с предметами, описание основных построений. Программа адресована музыкальным руководителям, преподавателям ритмики ДОО, педагогам дополнительного образования.